Облако тегов

No Flash!

Реклама

Кто он-лайн

Сейчас на сайте:
Гостей - 1

Статистика


Главная arrow Мировой океан arrow «АКАДЕМИК КУРЧАТОВ»
загрузка...
«АКАДЕМИК КУРЧАТОВ»

Научно-исследовательское судно «Академик Курчатов» построено в Гепмании на судостроительной верфи им. Матиаса Тезена по техническому" заданию и эскизному проекту, разработанным в Отделе морских экспедиционных работ Академии наук. «Академик Курчатов» — первое судно из серии экспедиционных кораблей, которое строилось в течение 1967—1969 гг. для советских научных учреждений.

Постройка этих судов — крупный шаг вперед в мировом экспедиционном судостроении. Они находятся на неизмеримо более высоком техническом уровне, чем плавающие ныне исследовательские суда «Витязь», «Михаил Ломоносов», «А. И. Воейков» и др.

Полное водоизмещение «Академика Курчатова» — 6828 т, на тысячу тонн больше, чем водоизмещение «Витязя» или «Михаила Ломоносова». Длина — 124 м, ширина — 17 м, осадка — 6,1 м. Главная машина состоит из двух мощных дизелей, по 4000 л. с. каждый, позволяющих развивать скорость хода до 18,2 узла. (Для сравнения можно указать, что максимальная скорость хода «Витязя» и «Михаила Ломоносова» 13 узлов.) Автономность хода составляет 20 000 миль — судно может обойти вокруг земного шара по экватору только с одной бункеровкой. Большие размеры судна и удобная планировка помещений позволили выделить для лабораторий и других научных помещений почти в три раза больше площади, чем на упомянутых выше судах (910 m2). На борту судна плавают и работают 170 человек.

Все перечисленные достоинства нового корабля создают условия для более результативной научной работы. Судно оборудовано всеми современными навигационными приборами, позволяющими уверенно плавать и вести исследования в любом районе Мирового океана. Все рычаги управления смонтированы в рулевой рубке в удобном пульте и максимально автоматизированы. Телевизионная установка помогает капитану вести наблюдение за работами на отдаленных палубах корабля. Активный руль (мотор мощностью 300 л. с., расположенный в средней части пера руля) и носовое подруливающее противодрейфовое устройство обеспечивают высокую маневренность судна, Эти средства позволяют доводить скорость судна практически до нуля, ставить и держать его при океанологических работах в нужном направлении, невзирая на сильное волнение и ветер.

Важным новшеством на судне являются успокоители качки. Выдвижные рули, выпускаемые в штормовую погоду в стороны от бортов, снижают на ходу судна его качку в 3 — 4 раза, и, таким образом, при шторме в 7 — 9 баллов корабль имеет бортовую качку, как при волнении океана в 2—3 балла.

/

На одном активном руле судно может двигаться со скоростью до 3,5 узла, а при работе одного из главных дизелей при наименьших оборотах начальная скорость хода судна составляет 4 узла.

 

Корабль предназначен для проведения широкого комплекса географических исследований вод Мирового океана. Биологические исследования носят подчиненный характер. Соответственно основному назначению судна построены и оборудованы его 24 лаборатории: физики моря, физики атмосферы, физики Земли, геологии и геоморфологии, химии и радиоактивности, биологии и др. Кроме того, на шести палубах корабля имеются 30 подсобных научных помещений, в которых размещены электронная вычислительная машина «Минск-2»,радиолокационная станция, стабилизированные платформы, фотолаборатория, чертежная, агрегатные помещения и т. д.

В отличие от других экспедиционных судов, на «Академике Курчатове» много внимания уделено автоматике сбора и обработки материалов, что видно хотя бы по числу кабельных лебедок (9 из 18). Физические приборы и датчики, опущенные на разные глубины океана, передают в лаборатории по кабелю на осциллографы или магнитофонную ленту информацию, которая поступает дальше на электронную вычислительную машину. Во все лаборатории и рабочие помещения подведены кабели переменного и постоянного тока, рассчитанные на разное напряжение, что позволяет пользоваться точными приборами, требующими самого разнообразного электропитания.

«Академик Курчатов» — плавучий институт со сложным комплексом помещений технического, бытового и медико-санитарного обслуживания. Станция искусственного климата централизованно обеспечивает весь корабль кондиционированным воздухом. Научные работники и экипаж судна размещаются в 98 комфортабельных каютах. Эксплуатационные возможности корабля (скорость хода, маневренность, автономность, навигационные приборы и др.) и его научно-техническая оснащенность позволяют значительно усовершенствовать систему экспедиционных исследований.

Свой первый переход «Академик Курчатов» совершил в марте из Висмара в Калининград под командованием капитана дальнего плавания Б. И. Бондарева.

После прихода в порт на ленинградских судостроительных заводах было завершено оборудование судна судовыми устройствами, установлены успокоители качки, оснащены лаборатории, и в конце декабря 1966 г. «Академик Курчатов» вышел в свое первое экспедиционное плавание. Рейс продолжался два месяца. За время экспедиции было проверено судовое и научное оборудование, испытана новая методика исследований в Атлантическом океане на двух меридиональных маршрутах от северных берегов Европы до островов Зеленого Мыса.

После короткой передышки «Академик Курчатов» направился в длительный исследовательский рейс в северо-западную часть Индийского океана для проведения геолого-географических исследований рифтовых зон Индийского океана по проблеме изучения верхней мантия Земли.

 

© 2009 - 2010 Публикация материалов сайта разрешается
только с указанием активной ссылки на источник информации,
сайт: physiography.ru