Облако тегов

No Flash!

Реклама

Кто он-лайн

Статистика


Главная arrow Это интересно arrow Мореплаватели не по своей воле
загрузка...
Мореплаватели не по своей воле

Не менее 3 тыс. лет люди плавают по морям и океанам. За это время неузнаваемо изменились типы кораблей, парусный флот был вытеснен паровым, на смену пароходам пришли дизель-электроходы, появились корабли с атомным двигателем.

Но, несмотря на все изменения в судостроении, несмотря на радио, локаторы и точнейшие морские карты, корабли и ныне садятся на мели, налетают на рифы, сталкиваются, горят, разламываются на волнах — словом, погибают так же, как и прежде. А с ними гибнут и люди.

Примерно три четверти людей погибает вместе с тонущим кораблем; остальные успевают перебраться в шлюпки, на спасательные плоти или забраться на обломки судна. Но это не спасает обычно от смерти: 90% потерпевших кораблекрушение умирает в первые три дня. Люди нередко умирают даже тогда, когда в шлюпках есть пищали пресная вода. В чем же причина их гибели?

Одни умирают от холода, другие — от сознания безнадежности своего положения. В книге «За бортом по своей воле» французский врач и путешественник А. Бомбар пишет: «Когда корабль тонет, человеку кажется, что вместе с его кораблем идет ко дну весь мир... И даже если он найдет в этот миг спасательную шлюпку, он еще не спасен. Потому что он замирает в ней без движения, сраженный обрушившимся на него несчастьем. Потому что он уже больше не живет. Окутанный ночной тьмой, влекомый течением и ветром, трепещущий перед бездной, боящийся и шума и тишины, он за какие-нибудь три дня окончательно превращается в мертвеца».

Бомбар пришел к убеждению, что физиологи обычно недооценивают значелие психологического фактора. История кораблекрушений подтверждает это. В самом деле, в одинаковых обстоятельствах одни гибнут, другие выживают; один человек без продовольствия держится на ледяном ветру, а другой умирает в теплую погоду, даже если есть вода и пища. Вот несколько убедительных примеров.

Когда в 1912 г., столкнувшись с айсбергом, затонул «Титаник», то уже через три часа в шлюпках люди умирали и сходили с ума от ужаса.

А вот другой пример. Весной 19^5 г. в Баренцевом море в холодную туманную погоду затерялась шлюпка с двумя советскими моряками. Оба они были одного возраста, оба опытные моряки, спортсмены, но судьбы их оказались разными. Один упорно, не падая духом, боролся за жизнь: скалывал с лодки лед, вычерпывал воду, непрерывно двигался, чтобы не замерзнуть. И он остался жив, хотя был измотан до предела. Другой же, считая положение безвыходным, пал духом, сидел, не шевелясь, на дне шлюпки и вскоре же умер.

Тысячи примеров говорят о том, что большинство потерпевших кораблекрушение погибают задолго до того, как их физические силы истощены; они гибнут потому, что заранее признают свое поражение.

Бывает и так, что, хотя корабль и не тонет, люди все-таки окалываются в положении потерпевших кораблекрушение. Речь идет о тех случаях, когда двигатель выходит из строя, паруса срывает ветер и судно становится игрушкой океана. Влекомое ветрами и течениями, оно начинает -вынужденный дрейф.

Если посмотреть на карту Тихого океана, то в его северо-западной части легко найти течение Куросио — мощный поток теплой поды, движущейся в северо-восточном направлении. Это течение нередко вовлекает в дрейф японские рыболовные суда. И если их вовремя не выручают, дело обычно кончается трагедией. Куросио уносит беспомощные рыболовные суда в северную часть Тихого океана, где их перехватывает Северное тихоокеанское течение. В большинстве случаев рыбаки погибают недели через две, чаще всего не от истощения, а от сознания обреченности.

Советские рыболовные суда, базирующиеся на Курильских островах, также иногда уносит в просторы Тихого океана. Обычно их быстро находят, но случается, туман или метель не позволяют обнаружить судно, и тогда его экипажу предстоит жестокая схватка с океаном в одном из тяжелейших по климатическим условиям его районов. Известен случай, когда советский рыболовный катер дрейфовал в океане 82 дня, а все-таки весь экипаж остался в живых, несмотря на то что дело происходило зимой. Случилось это, так.

В декабре 1953 г. на Курилах дул ураганный ветер, бушевала метель, видимость была некудышной. Катер, стоявший у острова Парамушир, унесло в открытый океан. На его борту было шесть человек. Запасы пищи на катере скоро подошли к концу, питаться пришлось водорослями, которые собрали около какого-то небольшого скалистого островка. В конце дрейфа пришлось есть кожу от сапог. В феврале 1954 г., когда катер Ж-257 у берегов Камчатки встретил советский траулер, моряки боролись из- последних сил: все были истощены, некоторые тяжело больны. И все-таки они выдержали почти трехмесячный дрейф, несмотря на холод и голод.

Этот дрейф далеко не самый продолжительный в нашем флоте. В печати появилось сообщение, что русская шхуна «Тюлень» с тремя моряками на борту в 1919 г. продрейфовала 114 дней, пройдя от берегов Камчатки примерно до 10° ю. ш.

В свое время сенсацию во всем мире вызвал дрейф советской баржи Т-36. В ночь с 16 на 17 января 1960 г. баржа была унесена штормом в открытый океан. Из-за плохой видимости обнаружить ее не удалось. На барже было четверо молодых солдат; в течение 50 суток они боролись с океаном. В последние 12 дней дрейфа солдаты жестоко голодали, пили всего по два глотка в0ды в день. За время дрейфа Т-36 снесло по прямой на 1600 км к юго-востоку от Курильских островов, Только 7 марта ее экипаж был снят американским кораблем.

 

© 2009 - 2010 Публикация материалов сайта разрешается
только с указанием активной ссылки на источник информации,
сайт: physiography.ru