Мореплаватели не по своей воле. Настоящие путешествия. |
Но история мореплавания знает не только вынужденные продолжительные дрейфы, но и самые настоящие путешествия, совершенные по океану не по своей воле. В 1787 г. английское правительство направило к острову Таити вооруженное транспортное судно «Баунти» под командованием капитана В. Блая. Перед ним была поставлена задача доставить саженцы хлебного дерева в Вест-Индию. На обратном пути, около острова Тофуа (в архипелаге Тонга), команда «Баунти» подняла мятеж. Капитана и 18 его сторонников посадили в баркас и оставили на волю волн. Этот баркас был так перегружен, что его борта поднимались над водой всего на 20 см. Огнестрельного оружия им так и не дали, но снабдили некоторым количеством продовольствия, воды и рома. У капитана был компас, секстант и мореходные таблицы, но, в сущности, положение капитана и его сторонников ничем не отличалось от потерпевших кораблекрушение. Вернуться на родину англичане могли только в том случае, если удастся добраться до "острова Тимор, где были ближайшие европейские фактории. Но до Тимора надо проплыть около 7 тыс. км по океану, на что требовалось месяц — полтора. И это на баркасе, борта которого едва возвышались над водой, и всего с двухнедельным запасом продовольствия! И все же капитан пустился в это безнадежное предприятие. Чтобы облегчить суденышко, за борт выбросили часть вещей. К берегам Фиджи, где моряки рассчитывали пополнить запасы продовольствия, пристать не удалось из-за враждебности островитян. Вскоре начались ливни, и на баркасе наконец-то смогли вволю напиться. В это время борта баркаса нарастили досками, и захлестывать его стало меньше. Когда проходили мимо архипелага Новые Гебриды, капитан Блай открыл здесь острова Банкса. Как видите, даже в столь тяжелом положении морякам удалось сделать географическое открытие. В конце концов Блай и его спутники добрались до голландской части Тимора. За 42 дня они прошли 6,8 тыс. км. В 1962 г. в Тихом океане путешествие на самодельной лодке были вынуждены предпринять трое полинезийцев. И хотя они прошли всего 556 км, это плавание заслуживает внимания. Произошло это так: на небольшой одномачтовой яхте, отправившейся с одного из островов архипелага Тонга в Новую Зеландию, находилось 17 полинезийцев. На третий день после их выхода в море разыгрался шторм, который выбросил судно на рифы Минервы. Экипаж благополучно выбрался на маленький коралловый островок, лишенный растительности и пресной воды. Робинзоны расположились .в тени, которую давал остов японского траулера, выброшенного штормом, и стали ждать спасения. Полинезийцы ловили рыбу и крабов, собирали дождевую воду. Прошло два месяца; трое умерло, а оставшиеся в живых поняли, что если не предпринять решительной попытки к спасению, то погибнут и они. Люди попытались добраться до острова Фиджи, используя попутные ветры и течения. Из остатков траулера соорудили лодку, которая могла поднять только троих. На ней отправились капитан яхты и два матроса; одиннадцать человек остались на островке. В плавание взяли несколько вареных морских звезд: другого продовольствия не было. Когда их съели, стали ловить летающих рыб и собирать планктон; однажды удалось поймать чайку. После более чем месячного плавания лодка подошла к Вити-Леву, одному из островов архипелага Фиджи. Когда до берега было уже недалеко, на лодку обрушился высокий водяной вал, полинезийцы оказались в воде и поплыли к берегу. Но один из троих не доплыл... Посланная на Минерву летающая лодка сняла оставшихся на рифе людей. Так завершилась эта многомесячная эпопея — одно из многих приключений мореплавателей не по своей воле. |