Облако тегов

No Flash!

Реклама

Кто он-лайн

Статистика


загрузка...
Изыскатели (часть 1)

Изыскателями бывают не только топографы. Железнодорожные изыскатели, работая теми же инструментами, близки топографам. Изысканиями занимаются геологи, гидрологи, ботаники, почвоведы, лесоводы, — одним словом, все те, кто что-то ищет в природе: на земле и под землей, на воде и под водой. Но обычно изыскатели берут с собой также топографов, поскольку всем им приходится иметь дело с планом и с картой.

Часто топографы едут отдельно. Одновременно едут на изыскания два, три и больше человек, инженеры и техники. Иногда едут сразу пятьдесят человек, иногда даже несколько сот. Все зависит от объема и сроков изыскательских работ. В зависимости от количества участников говорят: «изыскательские отряды», «изыскательские партии» или «экспедиции».

Я сам работаю топографом очень давно. Хочется рассказать здесь о своих первых изысканиях. В 1930 г. я поехал в составе изыскательской партии на Северный Кавказ. В то время только еще развертывались Майкопские нефтяные промыслы. И там, где на склонах Кавказских гор теперь стоит целый лес нефтяных вышек, где выросло несколько городов и поселков, где были построены новые железные и шоссейные дороги, тогда были дремучие леса.

Нас было несколько молодых техников. Мы остановились у подножия гор, в казачьей станице, и занимались съемкой участков будущих нефтяных промыслов, будущих жилых поселков, территории электростанции. Постепенно мы удалялись от домов, пришлось переселяться в палатки, которые мы время от времени перевозили на другое место. Интересна была не только работа на свежем воздухе, но и вся жизнь с варкой пищи на костре, с охотой, с песнями и играми по вечерам.

Начальником изыскательской партии у нас был семидесятилетний инженер В. В. Сахаров, который всю жизнь работал на изысканиях.

Мы, молодежь, его очень боялись. Он требовал от нас точности, аккуратности, четкости в работе и совершенно не терпел, как он выражался, «слюнявых» ответов. Когда мы приезжали или приходили вечером и он спрашивал, сколько сделали, надо было коротко, по-военному, рапортовать, отчеканивая каждую цифру: «Столько-то и столько-то...»

Горе тому, кто начинал отвечать примерно так: «Да, знаете, я точно не знаю, кажется, около того...»

Наступили зимние холода. Зимой, в метель, трудно было работать — ведь приходилось не только записывать в поле, но и вертеть металлические винты инструмента и рисовать.

Сахаров приучил нас не бояться холодов, и теперь, работая во всякую погоду (разумеется, тепло одетый), я вспоминаю его беспощадное и одновременно отеческое отношение к нам.

Однажды Сахаров расспрашивал меня о чем-то по работе, и каких-то записей у меня не хватило — не то я не измерил ширину какой-то хатенки, не то забыл измерить ее длину.

— Ну; а здесь придется пофантазировать, — сказал я.
— Подойдите сюда! — услышал я грозный голос Сахарова. — Ведь вы топограф. Кто вам дал право фантазировать?

Минут пятнадцать он отчитывал меня так, что и сейчас при воспоминании об этом пробегают по спине мурашки.

На следующее утро я трясся на телеге верст за пятнадцать — Сахаров послал меня измерить ширину злополучной хатенки. Не похоже ли это на куст сирени у Куприна?

Изыскатели — топографы, геологи и многие другие — первыми приходят в дремучую тайгу, взбираются на неприступные вершины, первыми начинают завоевывать эти непроходимые края. Мне пришлось однажды побывать в тех местах, где я когда-то видел на высокой скале великолепного оленя, и обнаружить на месте тайги целый городок с железной дорогой, шоссе, электричеством.

Много еще и сейчас сохранилось глухих краев и в тайге Сибири, и в тундрах Дальнего Востока, и в горах Тянь-Шаня. Изыскательские партии верхом на лошадях, держа в поводу лошадей с вьюками, забираются в такие края, что только при помощи походной радиостанции можно сообщаться с внешним миром.

Изыскатели должны быть меткими стрелками-охотниками, уметь хорошо лазить по крутым скалам, ездить верхом и плыть в челноках. Они должны легко переносить и заполярную метель, и каракумскую безводную жару.

За двадцать с лишним лет мне пришлось изъездить нашу страну вдоль и поперек, и все равно в каждой своей поездке я находил что-либо новое, незнакомое для меня, в какой, казалось бы, скромный и прозаический уголок я ни попадал. Во время поездок, конечно, надо интересоваться не только своей работой, а полазить и побродить по окрестностям, посмотреть, как живут и чем занимаются люди, надо ознакомиться с историей того края или того города, куда закидывает вас работа. Постройка дорог, железных и шоссейных, метро, мостов, каналов, осушение и орошение земель, составление морских и речных лоцманских карт, постройка плотин, от самых грандиозных до маленьких колхозных, постройка гидростанций, водопровода, канализации, заводов, портов, набережных, шахт, посадка лесных полос, разбивка лесных кварталов, наконец, строительство городов — всю подготовку к этим работам ведут топографы. Они дают необходимые планы и цифры, по которым составляются проекты строительства, и наконец, они принимают живейшее участие в самих стройках.

 

© 2009 - 2010 Публикация материалов сайта разрешается
только с указанием активной ссылки на источник информации,
сайт: physiography.ru